четверг, 25 декабря 2008 г.

Мотивация

Впервые я услышала слово "мотивация" на своей первой работе в офисе. Мне выдали распечатку, из чего складывается моя зарплата, и называлось все это загадочным словом "Схема мотивации". Помню, я очень сильно удивлялась, почему не написать просто "оклад", премия и т.д. Зачем разрабатывать какую-то схему, да еще и обзывать ее страшным словом. На самом деле, все очень просто, как выяснилось потом, такую систему используют практически все российские компании, по крайней мере хоть что-то понимающие в вопросах менеджмента, управления и взаимодействия с персоналом.

Профессиональные кадры - костяк любого бизнеса. Компания заинтересована в меньшей текучке, ведь чтобы обучить нового сотрудника потребуется гораздо больше усилий, чем удержать старого. Встает вопрос, как удержать "бывалого" сотрудника? Он знает хорошо свое дело, вник в тонкости именно этой компании, знает требования начальства, прошел все притирки. В целом, способов удержать много, но одинаково ли хорошо они работают?

Многие компании используют так называемые тимбилдинги и корпоративы. Поднимают боевой дух команды, выезжая на природу, проводя тренинги в игровой форме, арендуя ночные клубы на праздниках и т.д. Действует ли это? Да, русские любят гулять, любят праздники и вечеринки, только, как правило, хватает этого не надолго. После веселья наступают трудовые будни, и если текущие проблемы в фирме так и остались не решены, то вряд ли это повысит производительность труда.

Условия труда: всевозможные страховки, фитнес, оплачиваемое питание в местной столовой, лечение за счет компании, беспроцентные ссуды, оплачиваемый отпуск и т.п. Это, безусловно, является хорошим дополнением ко всему остальному. Знаю даже одну очень известную компанию, а, возможно, такая и не одна, где есть специальные комнаты отдыха с удобными современными кроватями! и в перерывах между работой можно прилечь, отдохнуть и даже вздремнуть ;)

Верхом совершенного взаимодействия между сотрудниками и руководством является обратная связь, осуществляемая хоть в какой-то форме. Если сотрудники могут высказывать пожелания по поводу улучшения рабочего процесса, а руководство своевременно реагирует на предложения принятием или обоснованным отказом, особенно если это носит какую-то организованную и постоянную форму, а не случайную и разовую.

Но главная мотивация сотрудника, на мой взгляд, это деньги. Потому что профессиональные кадры работают, как правило, не за спасибо и не за вечеринки, а за конкретные деньги. Отдых на природе они и сами могут себе устроить и не вынужденный, когда компании это будет выгодно, а когда человеку самому захочется и в кругу своих друзей. На заводах раньше, не знаю, может быть и сейчас, практиковали 13ю зарплату в конце каждого года. В современных компаниях также стараются регулярно выписывать премии ключевым и особо отличившимся сотрудникам.

Личное.
Муж мой вчера ходил чернее тучи, т.к. их даже не соизволили поздравить с Новым годом. Ни корпоратива, ни премий, ни даже банального "пока, мы уходим на каникулы" он так и не дождался. Конечно, как он сам говорит, лишь бы зарплату вовремя платили и повышали иногда, а поздравлять не обязательно, но тем не менее он ждал.. и я ждала, т.к. никто, кроме меня, его "ворчаний" не слышит... но так и не дождался... Конечно, до 31 еще есть время, но учитывая, что в Европе уже прошло Рождество, то вряд ли кто-то будет выходить на работу в каникулы только для того, чтобы поздравить русских... вот так и пропадает желание работать, особенно, если ты являешься ключевым сотрудником... и особенно важно это взаимодействие между сотрудниками и руководством при удаленной работе..

Иногда складывается ощущение, что европейцы вообще не слышали слово мотивация. У них (в Европе) даже не принято повышать зарплату, и слово "премии" они также не знают. Иногда кажется, что у них все держится "на честном слове", видимо, они рассчитывают на внутреннюю самомотивацию человека. Или в период кризиса они думают, что "радуйся, что не уволили"... так в сфере IT, я думаю, такая "мотивация" не прокатит, т.к. специалисты IT будут востребованы в ближайшие 100 лет даже в условиях кризиса.

Хочется пожелать руководителям фирм в Новом году почаще уделять внимание своим мотивационным схемам. Тогда Ваш бизнес будет твердо стоять на ногах, и ему вряд ли будет угрожать какой-то там кризис.

PS так много мы говорим о кризисе в последнее время, хочу провести опрос "Как лично на Вас повлиял кризис?" Поскольку на носу Новый год, и многие будут увлечены праздниками, то опрос будет длиться 1 месяц. Всем большое спасибо, кто примет участие в нем.

11 комментариев:

Анонимный комментирует...

Спасибо Иджи за пожелания, учту. ;)
От себя скажу. Позволишь? Деньги стоят на 7,8,9-м месте у человека в списке мотивации, НО НЕ НА ПЕРВОМ. Это уже посчитали. И это факт. Сам проверил и убеждаюсь.

Просто человек в первую очередь озвучивает, что ему нужны деньги или причина ухода - деньги. Но это не так.

Мотивация должна быть в совокупности, и если тот же ТИМбилдингсЪ компания будет рассматривать как единственный вариант решения какой-либо проблемы, ОНИ КРУТО ошибутся и проблему не решат. "Теневые лидеры", "13-тая з/пл", "Путёвка в санаторий", "Бонусы", "Грамоты" и многое, многое, все должно работать одновременно. Порой простое "Спасибо" позволяет достичь в продажах таких вершин.

Прости, что-то меня понесло. ;)

Иджи комментирует...

Спасибо за высказанное мнение, мне оно очень важно и интересно!

Согласна, что в совокупности. И возвращаясь к поздравлению к Новому году: это тоже своего рода "спасибо", о котором ты говоришь, т.е. "реакция" на твою работу или вообще хоть какая-то реакция...

не знаю, мне точно не нужны никакие тимбилдинги, терпеть их не могу :) страховки и прочее, да все это хорошо, но все это можно купить самому, если есть деньги ;)

деньги - это не самоцель, но проверено тоже на себе/на членах своей семьи, что они стоят не на 7,8,9 месте... я поняла твою позицию, но все же из своего опыта тоже говорю, что у меня другое мнение...

на прошлой работе мужа, например, было все идеально в этом плане, там мотивация была по высшему классу все в совокупности, даже на тимбилдинги приглашали жен и детей, там я побывала почти во всех клубах нашего города :) но он ушел оттуда туда, где ничего этого нет, но зарплата выше в 2.5 раза, вот тебе и вся мотивация :)

забыла упомянуть очень важный фактор: профессиональный рост, вот он, пожалуй, играет большую роль в мотивации..

Анонимный комментирует...

Иджи. Говоря, что деньги находятся на 7-10 местах в значимости мотивации для человека, я имел ввиду, что это статистика общая, в целом по предприятиям Страны (но не из разряда "Средняя температура по Больнице - 36,6") ;)

Мотивация - вещь индивидуальная, конечно. :)

Профрост, кстати стоит в первой тройке значимости. А так же, там же стоит Признание (во всех ракурсах: личности, совершенных поступков, лидерства, способностей и т.д.)

Вообще - это всего лишь инструмент для расслабления при осуществлении работы. ;) Умные организации, проводят опрос работников о мотивации и лояльности раз в 3-4 месяца, но это не значит, что они мотивируют каждого на 100%.

К тому же МЫ сами порой не знаем ЧТО хотим. ;) Нам бы 100-чек на "пузырёк" в этом месяце, а нас на "Доску Почёта" ;) А иногда руководство "тычет" мотивацией (пример - "Мы поиграли в ПейнтБоллСЪ, теперь Вы должны работать на 200%, это же сплачивающая игра!"). Какая это мотивация? ;))

Ну всё .... разошёлся, выключите мне комп. :))
Простите, мадам. ;)

Иджи комментирует...

Мдаа, про Пейнтбол - это вообще жесть!!! Я бы сразу уволилась из такой организации, вот поэтому я и не люблю тимбилдинги! :) специалисты в какой-то области должны, оказывается, быть еще и спортсменами хорошими ;)
с доской почета у меня тоже неприятные воспоминания :)

Признание - да, важно, но все равно рано или поздно человек уйдет туда, где больше платят или будет работать на себя, потому что есть счета, по которым надо платить, потому что нужно кормить детей, потому что нужно расширять жилплощадь...

хотя, конечно, если тебе некомфортно в какой-то организации, т.е. если з/п хорошая, но там находишься как в колонии строгого режима, то человек скорее выберет ту компанию, где попроще, но з/п возможно чуть меньше... т.е. рассматривает, конечно же, в совокупности факторов...

конечно, все люди разные, у каждого свои рецепты и предпочтения, здесь как и в любом деле не может быть единого рецепта, у каждого свое имхо :)

Анонимный комментирует...

Я прошел тот же путь, что и твой муж: на первой работе был прекрасный коллектив и ноль денег, на второй - нормальные по нашим меркам деньги и идиот-начальник. Так что наличие только поздравлений и корпоративов - не залог успеха.

Насчет текучки в идеале - все так, но где это есть в реалиях? Я практически не встречал, хотя не имею большого опыта переход и разных мест. У нас в регионе не очень сильно гоняются за кадрами, во всяком случая при уходе уговоры заканчиваются на фразах: вы же привыкли, да там хуже будет, но не на больше зарплата, повышение или что-то такое реальное.

Иджи комментирует...

Вот-вот, хороший коллектив - это, конечно, здорово и замечательно, но еще иногда и кушать хочется ;)

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анонимный комментирует...

Смотрю, у вас тут жаркие споры разгорелись! Я тоже сталкивалась с проблемой корпоративных выездов, как стимуляции производительности труда. И скажу честно, наигранно это все и как-то неестественно. Именно поэтому, я нашла в себе силы уйти от обычного, стандартного зарабатывания денег в компании, и открыла собственный бизнес. Хлопот много, но зато такое удовлетворение, что никто не сможет навязать тебе своего мнения, ткнуть в нос листком с распечаткой зарплаты, и сказать:"Не нравится, свободен!" Кстати свой бизнес я начала практически с нулем в кармане.
А деньги - это знаете ли очень серьезная мотивация! И стоят они у большинства людей на 1 месте. Вообще, кто их придумал!:)

Иджи комментирует...

ksenija, у меня в этом же направлении работают мысли ;)

Анонимный комментирует...

Не знаю, как насчет стимуляции производительности труда, но все же уровень организации корпоративов имеет значение. Вон у жены знакомая в Киеве на корпоративе с Ольгой Сумской была (есть такая украинская актриса - Роксолана, с Домогаровым играла в "Кукле"). Так всем очень понравилось, можно было с актрисой петь, плясать и просто общаться. Так что классно организованные корпоративы полезны...

NewFace Group комментирует...

привет! помогите советом, ищу где можно купить сухожаровой шкаф б у купить, аппарат для вакуумного массажа киев и аппарат для микродермабразии skin relief отзывы? работаю администртором в салоне красоты, директор попросила найти, а я не знаю где купить)